Популярные сообщения

воскресенье, 2 марта 2014 г.

ВОЛШЕБСТВО ПОЛЬСКОГО ПОЧТОВОГО ДИЗАЙНА

Начиная с даты, когда гравер создал первую польскую марку и до сегодняшних дней простирается в историческом пространстве удивительная летопись польского почтового искусства – ткани удивительно живой, нежной. А еще немного озорной и словно пульсирующей в такт окружающей жизни
.
Первая польская марка вышла в 1860 году, и ранние стадии почтовой графики Польши приходятся на период эклектики. Как и во многих других странах, на смену эклектическому разнообразию орнаментов и шрифтов пришел модерн.

Самых ранних стадий своего существования польский модерн отринул эклектическое разнообразие в пользу новой пластики и нового образного строя. На польских марках, выполненных в стиле “модерн”, мы видим аллегорические сцены (например, изображение сеятеля), выведенные уверенной линией чеканные портреты Коперника, Юлиуша Словацкого и Шопена, изящные шрифтовые композиции, имеющие в основе цифры номинала.


Польская сецессия ни в коей мере не зависела от тенденций, которые наблюдались в ту эпоху в русском модерне. До нас дошли сведения о том, что в Польше любили творчество И.Я.Билибина, но в целом стиль оформления русских конвертов и открвток не нашел отклика у польских графиков. Стилистика польского модерна развивалась под значительным влиянием идей Уолтера Крейна и Уильяма Морриса (так же, как и в Венгрии). Лидер группировки “Молодая Польша” Станислав Выспяньский (1869 – 1907), творчество которого нашло широкое отражение в почтовой графике, был поистине художником моррисовского типа. Он пробовал свои силы в живописи и графике, был плакатистом и оформителем книг, поэтом и драматургом. К столетию со дня смерти Выспяньского в петербургском обществе “Полония” имени Адама Мицкевича состоялось памятное мероприятие в честь художника. Помимо прочих материалов на нем демонстрировались также и польские марки 1970-х годов, посвященные этому великому художнику.
Остается только пожалеть о том, что С.Выспяньский - художник, заслуженно изображенный на польской марке, и автор талантливых живописных и графических работ, многократно репродуцированных на почтовых миниатюрах, не создал сам ни одного почтового документа, но его манера, так же, как это произошло со стилем Фердинанда Ходлера в Швейцарии, оказала большое влияние на стиль марок и оборотных сторон открыток. В оформлении марок широчайше использовался растительный орнамент, а основное изображение было заключено в изящные декоративные рамки. Возможно, это дань увлечению творчеством швейцарца Эжена Грассе – художника, которого Выспяньский глубоко уважал и ценил.

Польские карточки со "множественной рекламой" -- интереснейшая область коллекционирования. Они содержат много разных объявлений на польском языке. Эти объявления относятся к фирмам и предпринимателям, работавшим в начале ХХ века в Польше. Это реклама производственных предприятий, складов, ателье и магазинов.
Польские объявления имеют свои характерные особенности. Они выполнены черной, красной и синей красками. В большинстве случаев объявления содержат шрифты, которые были на вооружении в варшавских типографиях, и поэтому их шрифтовое оформление несколько отличается от оформления русских объявлений.Оставалось всего несколько лет до Октябрьской революции и модерн воплощал уходящую жизнь в ее разнообразных проявлениях.

Я не воспроизвожу здесь польские рекламные карточки, так как это музейные редкости, осевшие в уникальных частных собраниях. У меня нет ни одной, но не мог о них не написать. По своему содержанию это тексты, рекламирующие частные предприятия и магазины. Подобно аналогичным русскоязычным текстам, они содержат имя владельца предприятия или магазина, перечень предоставляемых услуг, адреса магазина и его филиалов, телефоны. Ряд объявлений двуязычные: польский текст размещен под русским.
В некоторые польские тексты удачно вкраплены эмблемы и символы. Таким образом, мы можем утверждать, что почтовые карточки были проводниками фирменной символики. Вот работа Франтишека Ласковского (известного в Германии под фамилией Франц фон Ласкофф). Это самый известный в мире поляк, работавший в сфере фирменной символики и атрибутики.

Но кто же оформлял польские марки эпохи сецессии? К сожалению, имена множества почтовых дизайнеров остались неизвестными и их только предстоит найти в архивах. C.Выспяньский и мастер почтовой открытки Ф.Ласковский задавали тон в прикладной графике, но были и неизвестные мастера, тайны которых будут раскрыты позднее. А пока эстетика польских марок поддается описательному освоению – нам известно, что в польском модерне было ярко выраженное орнаментальное начало и что растительный орнамент получил в сецессии оригинальное воплощение. Портреты Шопена и Падеревского на обложках нотных изданий заключались в изящнейшие декоративные рамки и эта традиция
Вслед за сецессией последовали эпохи Ар деко и функционализма-конструктивизма.


Смотришь альбом с польскими марками и невольно улыбаешься. У польского почтового дизайна такой празднично-озорной облик, что меньше всего хочется говорить об этом явлении научным академическим языком. В польских конвертах и марках так сильно эмоционально-субъективное начало, в них столько изобретательности и выдумки, что невольно возникает вопрос: неужели в мире уже разработана научная терминология для описания этих оригинальных авторских приемов? Неужели о них можно говорить как-то иначе, чем пользуясь эмоционально-оценочными оборотами, на языке радости и счастливого смеха? Ведь уникальные графические приемы прежде всего дарят зрителям радость… Польские марки далеко не случайно были популярны среди наших коллекционеров.

Читателю, наверное, будет интересно узнать, что польская школа графики (а именно так она называется официально) вошла во все мировые учебники по дизайну, в которых есть исторические разделы или членение на национальные школы. Во всем мире известен польский плакат; не меньшую известность имеют и оригинальные по своему графическому языку почтовые миниатюры, многие из которых имеют общие черты с классическими польскими плакатами.

Имена Яна Грабяньского, Ханны Матушевской, Ежи Дессельбергера и других мастеров польской почтовой графики навсегда вошли в историю не только польского, но и мирового графического дизайна ХХ века. А имя уникального гравера на стали Чеслава Слани, недавно отметившего свой 80-летний юбилей, также известно на весь мир. Ни один очерк о современной гравюре на стали не обходится без анализа неподражаемой манеры Слани – поляка, прожившего много лет в Швеции. Вот виртуозный портрет Софи Лорен его работы.


ТОО “Филателия” посвятило Слане специальную почтовую карточку, на которой мы видим портрет художника.

Художественное оформление карточки обогащено виньеткой, стилизованной под шведскую марку (но и живя в Швеции, Сланя оставался польским художником).

В рамках настоящего поста мы не рассматриваем всю славную и богатую историю польского почтового дизайна. Так как понятие “польская школа графики” обычно ограничивается рамками, начиная с конца пятидесятых годов. До этого все развивалось по обычным классическим схемам с привлечением немецких и французских влияний (это были неизбежные стадии в эволюции искусства восточноевропейских народов). Марочная графика Польши прошла периоды, характерные для графики Европы в целом: сецессию, Ар деко, функционализм (интересно, что некоторые отдельные серии польских марок были исполнены во Франции) и, наконец, трудно поддающийся точному описанию озорной, богатый цветовыми сочетаниями стиль шестидесятых годов.

Этот стиль пользовался большой любовью в нашей стране. Советскими филателистами тех лет – периода господства строго официального стиля – польские новшества воспринимались особенно остро: у нас не было ни похожих тем (например, “Динозавры”, ни аналогичных графических средств (например, широко известного размазанного цветового пятна). Словом, польское искусство было для советского коллекционера чем-то необычным.

Новаторскими были и подходы к геометрической структуре блоков и малых листов. В Польше 1970-х годов выходили очень интересные малые листы с купонами, надписями необычного декоративного оформления и виньетками на полях. Нетрадиционное расположение марки в пределах блока (то сдвинутое в сторону, то полностью совпадающее с краем блока) также привлекало внимание коллекционеров своей новизной, оригинальным подходом к геометрии знака почтовой оплаты. В Польше не выходило миниатюр с вычурной геометрической формой. Но знаменитая "вытянутость по горизонтали" поражала коллекционеров многих стран. Впечатанные марки нередко шли по всей длине открытки. Украшающие марки купоны разных видов и типов характеризуются яркими, индивидуальными трактовками графического образа. Интересно и их шрифтовое оформление.
Нашим школьникам полюбились многокрасочные серии “Собаки”,“Кошки”, “Парусники”, малые листы на тему “Польское искусство” (у одной из серий были золотые поля, а печаталась она в малых листах с изящными купонами).

Большой популярностью пользуются и марки на спортивную тему. Вот и 2012 год отмечен появлением новых красивых почтовых миниатюр на футбольную и на олимпийскую тему.

О польских дизайнерах почтовых миниатюр писали в свое время советские журналы, были эти талантливые люди включены и в указатель “Зарубежный почтовый дизайн”, который в 1991 – 1993 гг. публиковался в газете “Миниатюра”. В первую очередь авторы выделяли имя Яна Грабяньского и его уникальную – свободную и раскованную манеру, в которой выполнены знаменитые серии шестидесятых годов “Кошки” и “Собаки”. Эти серии принесли радость десяткам тысяч коллекционеров. Головы животных были даны “в обтравку” на белом фоне. Тогда этот прием удивил новизной, серии раскупались во всем мире. Марки красиво смотрятся и сегодня.
Классика тоже подавалась в некоем озорном ключе. Вот, например, любителям пушкинской тематики дорога марка 1968 года “Сказка о рыбаке и рыбке”, созданная замечательной польской художницей Ханной Матушевской. Миниатюра достоинством 2 злотых вышла в серии “Сказки и басни”. В этой композиции, составленной из ярких цветных пятен, как нигде в пушкинской филателии выражено игровое начало, словно миниатюра по своему замыслу предназначена для детей. После распада СЭВ и СССР раздались голоса, что это и не пушкинский сюжет вовсе, так велико было желание постулировать независимость польской культуры от соседей...

В разные годы в Польше выходили марки самой разнообразной тематики. Они много дали коллекционерам-мотивщикам. Заметно сходство графических решений со стилем плакатной графики, а также пристрастие польских маркоиздателей к разного рода эмблемам, символам, условным изображениям. Многие из этих почтовых миниатюр очень удачны по своему графическому оформлению. Некоторые знаки почтовой оплаты, созданные (страшно сказать!) свыше двадцати лет назад, очень современно смотрятся и сегодня.

В высшей степени интересны и эксперименты с впечатанными марками, образующими облик цельной вещи. Польские дизайнеры давно экспериментируют с импринтами - впечатанными марками, особенно с их форматом и геометрической формой. На первый взгляд кажется, что вытянутые по горизонтали впечатанные марки (импринты) – это шутки художников, словно они кокетничают с отправителями писем и с покупателями марок – филателистами. На самом деле это не юмор, а смелые попытки расширить стандартный спектр марочных форматов.


Все эти интересные приемы (как цветовые, так и композиционные, а есть еще целая группа стилистических средств, относящихся к особенностям контура, штриха) и обеспечили польской марке мировую славу. Верится, что эти заслуживающие внимание традиции будут и далее успешно развиваться. Ведь поиски красоты вечны и непрерывны.
 
Автор:  Андрей Дьяченко, эстет и умница-полонофил